(095) 553 74 72     (097) 387 03 16     Кузьменко Марина
Мудрость Серафима Саровского
Мудрость Серафима Саровского
09.10.2019
Сегодня редакция научного журнала МЫ хочет рассмотреть тему под названием "Мудрость", которая уже печаталась в одном из наших выпусков.
Всего каких-то двести лет назад на Руси жил человек, загадочная личность которого до сих пор волнует сердца многих людей. Двести лет – это вовсе не срок, тем более по меркам нашей планеты. Можно сказать, что это наш с вами современник.  Речь идет не просто о человеке, это почитаемый и горячо любимый славянским народом Святой старец, инок Серафим Саровский. Слава о личности Серафима Саровского так велика, что даже ее тысячная часть неспособна уместиться в данном повествовании о нем. О том, что мощи его, вещи, принадлежавшие ему при жизни, способны творить чудеса и привлекают в Дивеево сотни тысяч паломников. О том, что многие верующие воспринимают святого Серафима не иначе, как своего близкого родственника. О том, что этот человек привнес колоссальный вклад в духовную сторону жизни славянского народа. О том, что Богородица являлась ему при жизни 12 раз. Сила веры, любви, добра, его подвиги и поныне поражают воображение даже повидавших многое церковных деятелей.

Откройте свое внутреннее дремлющее око и посмотрите на него. Представьте, что он, – согбенный старец в простенькой рясе и с медным крестом на шее,  сейчас пред вами. Он внимает стонам души вашей, он излучает покой, радость бытия, его взгляд полон любви, да такой, что откликнуться любовью в ответ хочется. «Радость моя!  говорит он вам в немой тиши, – Христосе Воскреси!» 

Родился будущий святой в 1754 году 19 июля в городе Курске в купеческой семье. Нарекли ребенка Прохором, и рос он, как говорят, ребенком «не от мира сего». Больше всего интересовали его книги, святое письмо. И с детства жизнь его подвергалась испытаниям. В семь лет он упал с часовни, но остался абсолютно невредимым. Иначе, как чудом, это назвать было нельзя. В десятилетнем возрасте занемог и долго не вставал с постели своей. Но явилась во сне ему Дева Мария и пообещала ему, что жив он останется.

Вскоре после этого по улицам города проносили Курскую Коренную икону Знамение. Внезапно начавшийся дождь согнал шествие во двор купеческий, где и проживал Прохор. Мать вынесла больного сына, и он приложился к святыне. Не удивительно, что в течение короткого времени ребенок пошел на поправку. Ведь сама икона Знамение – не простой церковный образ Богородицы. Воздев руки вверх, она олицетворяет собой суть знака АллатРа. Мало того, голова младенца Христа находится у нее в области солнечного сплетения.

Вывод напрашивается сам собой – Курская икона Знамение призвана пробудить душу для преображения человека в новую духовную личность, что и произошло с маленьким Прохором. Про эту чудотворную святыню можно много говорить, но речь не о ней. Желающие изучить ее историю глубже непременно сделают это. Икона Знамение живет как живое существо своей собственной жизнью. Чего только с ней ни случалось, но во времена, важные для нашего народа, она возвращалась на свое место. Хоть сейчас она, славянская святыня, находится в США, мы надеемся, что она вернется домой обязательно!

После вышеуказанных событий будущий православный святой не мог бы избрать путь иной, кроме как служение Господу нашему и Пресвятой Деве Марии. Нельзя сказать, что денно и нощно он только и ждал возможности уйти в богослужение. Пробовал он себя и в профессии купца, которой зарабатывали на жизнь многие поколения семьи до него, но ничего не мог поделать с собой, не его это. Хотя опыт торговли пригодился ему потом, когда он стал духовно наставлять пришедших к нему уже в образе стяжавшего дух святой Серафима Саровского. Следует отдать должное матушке Прохора, которая не ломала личность сына, не делала из него того, кем быть ему чуждо. Она не переживала, что сын водится с юродивыми, что все мечтает и «летает в облаках», днями пропадая с книгами. Ей было безразлично чужое мнение. Лишь пришло время, благословила младшего сына медным крестом, который носил он до самой смерти своей. Здесь происходит ключевой момент в жизни ребенка. Он вырос в тот момент, когда мать отпустила, благословила, не дала повода пожалеть ее. Конечно, она готовила себя к такому повороту событий, но…

Многие ли матери могут похвастаться тем, что принимают выбор своего чада и с благословением отпускают на все четыре стороны?

Что примут, наконец, тот факт, что ребенок вырос, и у него свой путь, отличный от их пути? Сколько судеб были бы спасенными, ведь никто так не почувствует верное направление, где его стезя, как сам ребенок. Существует такой стереотип, что в монахи уходят больные, слабые, немощные, люди в унынии. Ни одна из этих характеристик Прохору не подходила. Это был сильный духом и телом человек, с привлекательной внешностью. Он не искал простых путей, поэтому, получив благословение матери, отправился за благословением Киево-Печерских угодников. Пешком из Курска в Киев. Там его направили в Саровскую обитель, в которой и заканчивается жизнь мирянина Прохора и начинается жизнь монаха, великого заступника и святого земель русских, Серафима Саровского. Жизнь в послушничестве не принесла сразу же то чувство единения с Богом, как ожидалось. Его одолевали скука, уныние. Именно тогда он понял, что уныние – тоже грех, не просто грех, а один из самых тяжких грехов.
«Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло»
Спасаться от него удавалось неустанной работой в монастыре, особенно нравилось ему столярничать. Когда видел он уныние братьев своих, то всячески пытался развеселить и рассмешить их, говоря, что от смеху никому ничего плохого не бывает. И вот, когда послушник Прохор отыскал лекарство от уныния, приключилась с ним болезнь, от которой не мог он с постели своей вставать, не то, чтобы работать, – водянка всего тела. Но, не упав духом, три года провел в мучениях, молился, обливался слезами и ни разу не пожаловался на мучившую его болезнь. Вот что говорил Саровский о болезнях наших:
«Тело есть раб души, а душа – царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями. Ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более»
Через три года по преданию явилась Богородица в окружении апостолов к мучившемуся болезнью послушнику и сказала: «Сей нашего рода». Коснулась жезлом своим бедра его и вышла из того места вся жидкость. Болезнь отступила. После семилетнего испытания в послушниках Прохор постригся в монахи, получив при этом новое имя – Серафим, что значит пламенный. Это характеризовало, с каким рвением жить в служении Богу он стремился. Серафим чувствовал, что укрепить веру и любовь свою к Богу он может лишь в уединении, поэтому, испросив соизволения, подался жить в лес аскетичным образом. Жил в землянке, посадил огород, добывал сам себе пропитание, носил и зимой, и летом одну и ту же одежду.

О подвигах в вере святого при жизни много написано, много сказано. Например, как три года питался лишь травою одной, снытью, тысячу дней и тысячу ночей коленопреклоненно молился он Богородице, как дал обет молчания, после того, как напали на него разбойники, избили. После того нападения на всю жизнь остался Саровский старец согбенным, но простил обидчиков своих, когда привели их к нему. У Святого Серафима была своя дорога к миру духовному. Говорят, самым любимым своим детям Бог посылает самые тяжкие испытания. По крайней мере, жизнь Серафима Саровского доказывает это.
«Стяжи дух мирен,- говорил он,  и тысячи вокруг тебя спасутся»
Что значит, – обрети мир в душе, и многие вокруг тебя спасутся. Мы говорим Святой Мученик, но мучеником-то он себя как раз и не считал. Да, познал он всякие нападки демонов внешних и внутренних, пережил тот самый личный Армагеддон. Обретя в уединенных молитвах несокрушимую веру, вышел он к людям старцем с потрясающим человеколюбием. Для каждого мог найти именно такие слова, которые помогали не то что на ноги вставать, но и жить в вере и любви далее. «Радость моя! Христосе Воскреси»,- говорил старец всякому, пришедшему к нему. И потянулись тысячами паломники за исцелениями, наставлениями, предсказаниями чудотворца. Славился он еще при жизни своей чудесами, которые не поддавались никакому объяснению. Но только ли чудеса вызывали любовь, как к самому дорогому человеку, простого люда? Только ли чудеса поддерживают эту искреннюю любовь и поныне?

Всенародная любовь была так велика, что игнорировать сей факт царская власть не могла. Николай II лично присутствовал на прославлении Серафима Саровского в лике святых ко дню рождения инока 1 августа, 1903 года. Наставления Святого Серафима о стяжании духа святого читают с замиранием сердца, ищут зерна истины. Если хорошо изучить их, то можно найти знания о методах самоконтроля, об обличении внутреннего зла, о роли женской созидательной силы в обретении духа святого. Например, всегда советовал он приходившим к нему произносить волшебную фразу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», научал всегда обращаться к внутреннему своему состоянию и вопрошать с Богом ли ты сейчас. Это ли не самоконтроль мыслей, желаний, поступков?

Особое отношение было у Серафима Саровского к Матери Божьей, Деве Марии. Сама она, по преданиям, являлась своему любимцу рекордное количество - двенадцать раз. Да и молился он всю свою жизнь на икону Умиление – «радость всех радостей», по мнению Святого. Эта икона символизирует обретение неземного счастья – стать избранницей божьей. Богородица изображена в момент извещения ее Архангелом Гавриилом о том, что быть ей матерью Сына Божьего. Перед этой иконой в коленопреклоненной молитве и скончался инок Серафим в 1833 году. Почитание Богородицы Серафимом Саровским – целая легенда. Всю его жизнь светлый дух этой женщины сопровождал и направлял деяния Саровского святого. Женская творящая сила в образе Девы Марии так крепко переплелась с житием Саровского, что тут уж говорить о страданиях последнего как-то и не хочется. Логично, что любовь окутала Святого, как окутывает платок матушки любимое дитя. Раскрывшись под натиском этого чувства, он сам превратился в любовь. Наверное, это и есть высшая цель, к которой стремилась личность его, стремится личность каждого из нас.
«Если бы каждый знал, что готовит вам Господь после смерти, то вы бы согласны были провести всю жизнь в яме с червями»